pixel mautic

Deadline - сервіс №1 для журналістів в Україні. Дізнайтесь як ми допомагаємо журналістам і як це працює для експертів чи піарників.

Deadline Блог - сервіс №1 для журналістів України
Главная > Блог > Приватна думка > Журналистское расследование: какая роль эксперта

Журналистское расследование: какая роль эксперта

Приватна думка

Журналистское расследование: какая роль эксперта

08.01.2019 3787

Основные тенденции журналистского расследования и на что стоит обратить внимание журналистам.

Спiкер

Роман Соломонюк

Про автора:

Маркетолог, соціолог, політолог, експерт з комунікацій, менеджер політичних кампаній, аналітик. Керував успішними виборчими кампаніями до органів місцевого самоврядування, Верховної Ради України.

Жанр журналистское расследование признан самым сложным жанром журналистики. С одной строны, журналист выполняет социальную функцию, вскрывая проблемы общества: коррупция, рейдерство и другие. С другой стороны, журналистское расследование может быть "заказным" материалом конкурентов.  Какова роль экспертов и пиар-специалистов в создании журналистского расследования, поговорили с заместителем директора "Центра информационных проблем территорий НАН Украины" Романом Соломонюком.


Правда или испытание

Журналистское расследование - это особый жанр журналистики, задачей которого является установление истины. Цели журналистского расследования выступают одним из основных факторов, предопределяющих своеобразие данного вида деятельности. В качестве основной цели предполагается необходимость установления истинных причин определенных событий, процессов, ситуаций; обнаружения "тайных пружин" расследуемых явлений или раскрытия порочного механизма совершения преступлени, разоблачения преступников. 

Расследование может проводиться с целью достижения какого-то политического или экономического результата через публикацию серии заголовков в СМИ в течение 3-6 месяцев, например:

  • разоблачение деятельности экстремистской политической организаци
  • выявления фактов злоупотребления  должностным положением,
  • смещения коррупционера с министерской должности,
  • лишение махинатора депутатского иммунитета и предание его суду,
  • возвращения в страну награбленных капиталов.

При создании журналистского расследования нужно учитывать мнения нескольких экспертов. Если в материале представлены комментарии только одной стороны, и они явно негативные, то можно сделать вывод, что это "черный PR".

Роман Соломонюк

Центр з інформаційних проблем територій НАН України

Журналистское расследование может быть проявлением "черного PR", когда конкуренты решают уничтожить доброе имя компании. Тогда-то начинают всплывать "тайные сделки", "нарушение законодательства", а "эксперты" дают негативные отзывы и комментарии о деятельности бизнеса, призывая власть обратить внимание на нарушителя закона. 

Инструменты и методы журналистского расследования

Журналистские расследования нужны для выявления ошибок, негативов в работе публичных структур, требующих контроля (прежде всего власти). Сегодня мало реальных расследований в классическом понимании, как это было, скажем, в США. Методов можно назвать два основных.

  • Информация от вторичного источника (подача официальных запросов)
  • Собственный анализ открытых данных (общение с информаторами и открытые данные)

При создании журналистского расследования нужно учитывать мнения нескольких экспертов. Если в материале представлены комментарии только одной стороны, и они явно негативные, то можно сделать вывод, что это "черный PR".

Как журналисты манипулируют экспертами

Сами того не осозновая, эксперты могут быть вовлечены в игры. Поэтому при подготовке комментария на ту или иную тему, удостоверьтесь, что перед вами настойящий журналист, а не "засланный козачек" компании-конкурента. У корреспондента можно попросить удостоверение журналиста, а также поискать информацию в интернет.

Пользуйтесь специальными платформами для передачи информации. В таком случае вы всегда сможете отследить информацию, которую вы передаете.

Что касается компаний, то необходимо выстраивать эффективные и прозрачные коммуникации с обществом. Если бизнес открыто говорит о своих достижениях и кризисах с аудиторией, то подготовить негативный материал о такой компании будет сложно.  Привлекайте к работе с коммуникациями профессионалов. Тогда вы сможете реально минимизировать риски информационных атак.

Менеджер Deadline может работать для Вас

Управляем репутацией компании или персоны:

  • Полноценный аутсорсинг задач
  • Мониторинг СМИ и аналитика
  • Эффективнее, чем штатный пиарщик
Подробнее

А пока посмотрите открытые запросы на Deadline, чтобы получить бесплатную позитивную или нейтральную публикацию в СМИ.Русский

Терміново шукаємо експертів

Популярне
Останнє
Про Deadline пишуть

Безкоштовні уроки PR поштою?

Про PR та медіа для бізнесу
і окремих фахівців

Вже підписались: 3360

Створюйте цiкавi статтi в медiа Украiни!