pixel mautic

Deadline - сервіс №1 для журналістів в Україні. Дізнайтесь як ми допомагаємо журналістам і як це працює для експертів чи піарників.

Deadline Блог - сервіс №1 для журналістів України
Главная > Блог > Iнфопривід > Военное положение: что ждет журналистов

Военное положение: что ждет журналистов

Iнфопривід

Военное положение: что ждет журналистов

29.11.2018 7635

Медиаюристы ответили на самые актуальные вопросы работы журналистов во время действия военного положения в Украине.

Спiкер

Карина Крупенченкова

Про автора:

Член НСЖУ, член Международной федерации журналистов, PR-менеджер со стажем более 10 лет, из них не менее 4 лет в журналистике. Автор статей о криптовалютах и блокчейне, корреспондент MMR, Журналист Украины, в 2014-2015 главред журнала о медицине. В 2013 году вывела в призеры газету фонда Ахметова в ранг “Лучшее корпоративное медиа Украины”. Знаю много о работе редакций и медиа в Украине. 2017-2019 редактор Deadline. Пожалуйста, не стесняйтесь ко мне обратиться.

Медиаюристы ответили на вопросы Detector.Media на счет работы СМИ в период военного положения.

Какие права и деятельность медиа и провайдеров могут быть ограничены?

В указе президента речь идет о конституционных правах и свободах человека и гражданина.

Непосредственно медиа, провайдеров и журналистов могут касаться ограничения свободы слова, свободы передвижения и свободы предпринимательской деятельности, права собственности и тому подобное.

Руководитель Центра адвокации и лоббирования Независимой ассоциации телерадиовещателей Ольга Большакова подчеркивает, что эти ограничения вероятны, то есть не вступают в действие автоматически, а могут быть введены при необходимости в отношении каждого отдельного субъекта.

Медиаюрист Центра демократии и верховенства права Максим Дворовый советует помнить, что цензура запрещена, и эта норма Конституции не прекращает действия с введением военного положения.

Конкретные возможные ограничения могут касаться работы медиа, издательств и телецентров. Так, местные радиостанции, телевизионные центры и типографии могут использоваться для военных нужд. Например, для разъяснительной работы среди военных и населения. Так же и операторы телекоммуникаций обязаны обеспечивать готовность своих телекоммуникационных сетей, в том числе возможность оповещения своих потребителей.

По словам Максима Дворового, может быть приостановлена работа приемо-передающих радиостанции, то есть передатчиков телерадиокомпаний (личного и коллективного пользования), и введен запрет передавать информацию через компьютерные сети, то есть через интернет.

Если вещатель, провайдер или отдельный гражданин (в том числе журналист) не будет выполнять обязательств правового режима военного состояния, у него могут изымать телекоммуникационное оборудование, телевизионную, видео - и аудиоаппаратуру, компьютеры.

«Однако, ввиду отсутствия четкого определения ограничений в указе и на фактическое отсутствие боевых действий на территориях, где вводится военное положение, вряд ли эти ограничения будут введены», – отмечает медіаюристка Вита Володовська из Лаборатории цифровой безопасности.

Ограничения могут касаться лишь местных вещателей или общенациональных тоже?

Ответы юристов на этот вопрос разнятся, поскольку четкой нормы в законодательных актах нет. Вита Володовская считает, что положения касаются всех медиа, работающих на территории военного положения (зарегистрированы или транслируются). Максим Дворовый сомнения: «Я бы утверждал, что эти положения должны применяться ко всем медиа, которые осуществляют деятельность в этих областях, однако все еще есть сомнения с тем, насколько под положения этого закона (и в какой степени) должны подпадать общенациональные вещатели».

Ольга Большакова убеждена, что остановить деятельность общенационального вещателя закон не позволяет. Он только дает возможность остановить работу его территориальных подразделений, изъять передающее оборудование для трансляции на соответствующие территории, запретить его распространение телекоммуникационным предприятиям и тому подобное.

Также юристы обращают внимание, что закон не проводит различий между медиа различных форм собственности. Но госпожа Володовська опять-таки подчеркивает, что пока ограничения не введены, никаких отличий в работе СМИ на территории военного положения и вне ее нет.

Если же спрогнозировать ситуацию, когда в эфире общенационального канала могут появиться мысли и комментарии в поддержку агрессора, то Вита Володовська считает, что это будет нарушением украинского законодательства независимо от того где это транслируется.

Кто может ограничивать права и деятельность медиа и провайдеров в условиях военного положения?

Военное командование вместе с военными администрациями (если такие будут созданы). При этом они могут привлекать органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Если ваши сети будут повреждены, например, облэнерго или, возможно, ОСМД не даст доступа к оборудованию, то пишите в военной администрации запрос относительно ограничения выполнения вами соответствующих работ, вами как оператора по обороноспособности, чтобы, как говорится, соответствующих должностных лиц привлекали к ответственности согласно военного положения, – советует провайдерам глава Интернет Асоцации Украины Александр Федиенко.

Также, по словам Виты Володовської, внедрение и обеспечение таких мероприятий должны привлекаться министерства информационной политики, внутренних дел, обороны, Служба безопасности Украины, Администрация Госспецсвязи, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, Госкомтелерадио и Нацкомиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ).

Как будут работать регуляторы?

Введение военного положения формально не влияет на полномочия регуляторов – ни Нацсовета, ни НКРСИ. Они и дальше могут выдавать лицензии, а Нацсовет – привлекать вещателей к ответственности за нарушение. Единственное отличие от обычной работы, по словам госпожи Володовської, в том, что их могут привлекать к внедрению мер военного положения. Но решение о таких мерах все равно будет принимать военное командование.

Однако по мнению Ольги Большаковой, разрешения и лицензии не будут гарантировать права на использование радиочастотного ресурса и речи: «Поскольку военная администрация имеет право регулировать деятельность вещателей, а под регулированием можно понимать что угодно – от контроля за содержанием распространяемой информации до временного приостановления работы».

Контроль и санкции регуляторов, предполагает она, не будут распространяться на тех вещателей, работу которых будет регулировать, например, военная администрация, или по крайней мере они не будут эффективными в отношении них.

Кто может пользоваться сетями провайдеров?

Дополнительным регулятором для провайдеров, которые работают в условиях военного положения является Национальный центр оперативно-технического управления телекоммуникационными сетями, который создала СНБО. Как обращает внимание Вита Володовская, на него возлагается выполнение мероприятий по эффективному использованию телекоммуникационных ресурсов. И операторы телекоммуникаций (провайдеры) при необходимости обязаны предоставлять Центру возможность пользоваться своими сетями, но исключительно для перечисленных нужд обороны.

Александр Федиенко, обращает внимание, что если этот Центр не будет работать, то эти функции должен выполнять «Укртелеком», но исключительно на сетях общего пользования.

Как медиа и провайдеры могут обжаловать решения, принятые в связи с военным положением?

Обжаловать действия органов власти они смогут через суд. Право на защиту прав в суде, согласно Конституции, не может быть ограничено даже в условиях военного положения. В медиа и провайдеров остается возможность требовать возмещения вреда, причиненного действиями органа власти, говорит Максим Дворовый.

Ольга Большакова обращает внимание, что решение военных администраций можно обжаловать также в Генеральном штабе Вооруженных Сил Украины. И, по ее мнению, такой путь может быть даже более эффективным. «Закон не предусматривает обоснования введения ограничений прав и свобод, только в определении понятия военного положения указано, что они “обусловлены угрозой”. Поэтому, вероятно, более эффективным будет обращение к Генштабу, поскольку отсутствие оснований для ограничений в суде будет трудно доказать», – говорит госпожа Большакова.

Вита Володовської замечает, что пока нет военных действий на указанных территориях, вряд ли внедрение любых мер военного положения в отношении СМИ можно считать оправданными.

На что следует обращать внимание журналистам, которые работают на территории, где введено военное положение?

Ольга Большакова советует мониторить решения Генштаба и военных администраций (в случае их образования). В частности, если будет внедрено ограничение свободы передвижения, нужно будет обращаться за разрешениями для журналистов.

Максим Дворовый отмечает, что в условиях военного положения медиа следует продолжать свою деятельность в соответствии с нормами законодательства и тщательно обращать внимание на соблюдение этических стандартов: «Это и будет залогом их спокойной деятельности – они не должны сползать к разжиганию розни и подстрекательство к насилию».

Терміново шукаємо експертів

Популярне
Останнє
Про Deadline пишуть

Безкоштовні уроки PR поштою?

Про PR та медіа для бізнесу
і окремих фахівців

Вже підписались: 29854

Створюйте цiкавi статтi в медiа Украiни!