Результаты исследования были представлены 7 ноября на всеукраинской конференции «Журналистское образование и профессия журналиста в Украине: как найти точки соприкосновения?".
Во время этого этапа исследования мы опросили 100 представителей средств массовой информации с 86 медиа. Это люди, которые ежедневно видят студентов, которые учатся на журналистов и приходят к ним на практику в издание, – отметила Оксана Поддубная, представитель исследовательской группы, проводившей исследование.
По данным исследования, лишь 22% опрошенных отдают предпочтение профессионалам «по специальности», а не «по призванию» при наборе на работу. Чаще приходят устраиваться на работу в медиа филологи, историки и педагоги. Однако иногда есть желающие и с образованием акушера, эколога, экономиста, музыканта.
При этом сами респонденты тоже не всегда получили профессиональное образование и не всегда его наличие и для них становилось преимуществом при трудоустройстве. Лишь 42% опрошенных отметили, что их журналистское образование стало преимуществом при трудоустройстве.
Во время дискуссии на конференции звучали мысли о том, что главное – умение и мотивация студента, его понимание контекста и желание учиться. Зато часто прохождения практики студентов-журналистов в медиа превращается в формальность.
Иногда студенты просто приходят, чтобы поставить галочку о прохождении практики. Они просят о отметку о практике, но не желают чему-то учиться. В конце концов, фундаментальное образование можно получить любое, а для того, чтобы стать журналистом, пять лет учиться не надо, – сказала Татьяна Щербатюк, главный редактор московского информационного агентства «Собственно».
Для того, чтобы студенты после учебы на факультетах журналистики приходили на работу более готовыми к реалиям, Елена Павлова, главный редактор «Освіторія.Медиа», предложила увеличить количество часов английского языка в учебных планах. Сделать это советует вместо теоретических занятий. «Если студент будет владеть английским, он получит доступ к онлайн-платформ, где бесплатно можно прослушать лекции лучших журналистов мировых сми – BBC, New York Times и тому подобное. Это будет лучше готовить студентов к вызовам времени и того, что является актуальным в Украине и мире», – сказала госпожа Павлова.
В целом 59% опрошенных представителей медиаиндустрии в ходе исследования заявили, что не довольны университетской подготовкой журналистов, а 55% скалы, что такие студенты не владеют совсем или минимально владеют практическими навыками.