Проект, который был внесен 16 июля 2018 года, разработан с целью урегулирования ряда актуальных вопросов, связанных с распространением социальной рекламы. В частности предлагается внести изменения в законы Украины «О телевидении и радиовещании», «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания» (в части предоставления этому органу полномочий предоставлять заключение о соответствии содержания социальной рекламы требованиям действующего законодательства, применять санкции к телерадиоорганизаций в случае нарушения этих требований), а также Закона Украины «О рекламе» относительно четкого отделения социальной рекламы в теле - и радиопрограммах от других программ.
Нам нужно наконец порядок с социальной рекламой. Особенно перед выборами. Потому что у нас уже выдают разрешения на трансляцию соцрекламы кто захочет, кто имеет в названии органа слово «социальный», например, Министерство соцполитики. Какое они имеют отношение к телевидению? – спросила председатель Комитета свободы слова Виктория Сюмар, которая стала инициатором создания законопроекта.
Чтобы во время избирательной гонки представители органов власти не могли злоупотреблять служебным положением и выдавать политическую рекламу за социальную, в проекте предлагается несколько новых норм, в частности: «социальная реклама, распространяемая по заказу органа государственной власти и/или органа местного самоуправления, их должностных лиц не должна содержать информации, которая способствует формированию и поддержанию осведомленности, интереса к определенной политической партии, избирательному блоку, их программам, соглашениям, политическим мероприятиям, которые проводятся или поддерживаются ими, руководителям или членам определенной, избирательного блока, отдельных кандидатов».
В случае принятия закона на Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания возлагаются полномочия давать заключение о соответствии содержания социальной рекламы требованиям действующего законодательства. Распространение ТРО социальной рекламы, рекламодателем которой является государственный орган и/или орган местного самоуправления, их должностные лица, без положительного заключения Нацсовета запрещается.
Во время рассмотрения было взято во внимание мнение парламентского Комитета по вопросам бюджета, который считает, что законопроект будет иметь влияние на показатели бюджета. Поэтому в случае принятия соответствующего закона до 15 июля 2019 года он может быть введен в действие не ранее 1 января 2020 года, а если после 15 июля 2019 года, то не ранее 1 января 2021 года.
По результатам предварительного рассмотрения Комитет принял решение рекомендовать Верховной Раде Украины принять проект Закона о внесении изменений к некоторых законов Украины относительно распространения социальной рекламы на телевидении и радио.