pixel mautic

Deadline - сервіс №1 для журналістів в Україні. Дізнайтесь як ми допомагаємо журналістам і як це працює для експертів чи піарників.

Deadline Блог - сервіс №1 для журналістів України
Главная > Блог > Порада > Цивилизованное лоббирование
Цивилизованное лоббирование
Порада

Цивилизованное лоббирование

Как влиять на государственную власть с помощью информации и СМИ.

24.07.2018 16:06 Фото: by Creativeart / Freepik
Автор:

Цивилизованное лоббирование

Лоббирование - специализированная часть паблик рилейшнз, которая строит и поддерживает отношения с правительством, в первую очередь, для влияния на законодательство и применение законов.

Лоббизм существовал и существует фактически в любом обществе. Это явление не новое, со временем трансформировались лишь механизмы и методы лоббирования, уровень развития этого феномена прямо пропорционально зависит от уровня политической культуры и политической системы. В разных странах мира эта процедура также по-разному регламентирована. Есть устоявшееся мнение, что образцовая модель лоббирования существует в США. Там лоббизм является урегулированной законом деятельностью. Лоббистов нанимают для влияния на правительство, парламентариев для продвижения деловых или политических интересов", - рассказывает пользователь ресурса, исполнительный директор NGO «Regional Development Office» Алла Юрченко.

Чем же цивилизованное лоббирование отличается от обычного?

Цивилизованное лоббирование допускается только на законодательную власть. Воздействие на исполнительную власть считается незаконным. К тому же, не допускается лоббирование на судебную власть.

Фактически цивилизованное лоббирование - это способ застраховать власть от ошибочных решений. Ведь чем больше будут учтены пожелания большего числа граждан, тем оптимальнее будут принятые решения.

Как возник лоббизм?

Местом возникновения лоббизма, как явления PR, считается США. Здесь принято законодательство, которое регулирует деятельность лоббистов.

"Есть устоявшееся мнение, что образцовая модель лоббирования существует в США. Там лоббизм является урегулированной законом деятельностью. Лоббистов нанимают для влияния на правительство, парламентариев для продвижения деловых или политических интересов, - говорит Алла Юрченко. - Деятельность лоббистских организаций регулируется не только законами, но и Советом общественных отношений (PAC). Этот институт следит следит за тем, как корпорации и юридические лица (всего в Раде около 5000 организаций) общаются с правительством и законодательной властью".

 

Профессиональные лоббисты не просто должны зарегистрироваться в реестре, а также должны записывать все встречи с членами конгресса. Прозрачность в работе лоббиста в США это один из залогов того, что институт лоббизма там практически нет коррупционного шлейфа. Они обязательно платят налоги, действуют в рамках закона. Сегодня, специалист в области лоббирования или GR-специалист – это высокопрофессионально подготовленный специалист, с соответствующими знаниями и соответствующими профессиональными навыками. Лоббистов могут нанимать любые объединения граждан с целью продвигать нужную им повестку, будь то увеличение финансирования исследований по лечению рака до внесения поправок в законодательные документы или/или принятия законов. То есть. это реальный рычаг воздействия на все три ветви власти в условиях демократии.

Каковы функции лоббизма?

  1. Лоббисты выполняют важную функцию посредников между общественностью и органами государства, информируя последние об интересах отдельных групп граждан, состоянии дел в тех или иных сферах жизни. 
  2. Институт лоббизма выполняет функцию соблюдения баланса мнений в обществе. 
  3. Лоббизм в некоторой степени позволяет обществу участвовать в принятии и реализации политических решений. Особенно это касается граждан тех избирательных округов, которым не удается выбрать своих представителей в парламент. 

Какова же ситуация в Украине

Никто не ставит под сомнение существование лоббизма, но здесь вопрос не в существовании, а в форме, в которой он осуществляется. Это преимущественно скрытый лоббизм. Цивилизованный лоббизм у нас начинает делать только первые шаги становления института лоббизма в том смысле, в котором он работает и развивается в мире. Как результат, среднестатистический гражданин Украины или вообще ничего не знает о лоббизме, или известно в искаженном виде.

Очень часто, мы слышим ассоциирование лоббизма с коррупцией, ведь люди, которые относятся к сфере лоббирования интересов часто используются запрещенные методы: предоставление неправомерной выгоды, кулуарные договоренности, теневые связи и т/д. То есть сегодня, существует два самых распространенных вида лоббизма – теневой и публичный.

В первом случае происходит скрытый контакт заинтересованной стороны с лицом, которое принимает важные решения. В результате появляются законодательные документы или решения, способные обеспечить выгоду отдельному человеку или группе заказчиков. Публичный лоббизм отличен тем, что он представляет интересы целых отраслей и сфер экономической деятельности. Но это еще не есть настоящий, цивилизованный лоббизм в том виде, в котором он существует в развитых странах мира. Чтобы прийти к такой стабильности, нужно, во-первых, дать лоббизму законодательную базу, а во-вторых, поставить лоббистскую деятельность на профессиональную основу. 

Говорить о том, что цивилизованный лоббизм вообще отсутствует, было бы неправильно. Ведь мы имеем сегодня ряд мощных общественных организаций, ассоциаций, общественных объединений и аналитических центров. 

На самом деле именно эти субъекты в цивилизованных странах - основной субъект лоббизма и адвокации. И недооценивать и преуменьшать их роль в лоббировании и адвокации категорически запрещено. Общественные организации неоднократно демонстрировали и (продолжают это делать ) изменения реформ: создание антикоррупционных органов, внедрение медицинской реформы и т.д. Сегодня, важно урегулировать вопрос лоббизма на законодательном уровне. Были неоднократные попытки принятия закона о лоббизме - все попытки пока терпели фиаско. 

Таким образом, можно сделать вывод, что цивилизованное лобирование - это наиболее простой, законный и доступный способ влияния на органы государственной власти с целью принять или ветировать определенный законопроект.

Ранее мы объясняли, почему украинским СМИ стоит стать независимыми. Рекомендуем прочесть.

Если у вас остались вопросы по материалу или возникли новые, задайте их нам! Чтобы предложить новую тему для блога - напишите на contact@deadline.com.ua. Чтобы читать нас в Фейсбуке, нажмите сюда.. Вы можете также собрать комментарии на ресурсе в продолжении этой или другой темы.

Карина Крупенченкова
Карина Крупенченкова

Член НСЖУ, член Международной федерации журналистов, PR-менеджер со стажем более 10 лет, из них не менее 4 лет в журналистике. Автор статей о криптовалютах и блокчейне, корреспондент MMR, Журналист Украины, в 2014-2015 главред журнала о медицине. В 2013 году вывела в призеры газету фонда Ахметова в ранг “Лучшее корпоративное медиа Украины”. Знаю много о работе редакций и медиа в Украине. С 2017 веду блог на ресурсе Deadline. Буду рада новым интересным спикерам.

Безкоштовнi Уроки PR Поштою

Рекомендації та цікаві кейси на тему піару та медiа для бізнесу і окремих фахiвцiв

СМИ, как стартап: с чего начать
Порада
Автор: Илья Злобин

Итак, у вас есть идея для печатного журнала. У вас есть идеальное видение идеи для захвата глянцевого рынка. Возможно, глянцевый образ, который Instagram просто не может отразить в полной мере.

23.10.2018 09:48
Как эффективно разместить рекламу в онлайн-СМИ и получить результат?
Порада
Автор: Анастасия Крижановская

В отличие от традиционных печатных СМИ, где реклама стоит дорого и результаты с трудом поддаются анализу, онлайн-СМИ — это «клондайк» для практически любого коммерческого проекта. Многие ресурсы предоставляют более чем адекватные ценовые условия, а современные системы аналитики позволяют точно определить эффективность рекламы.

22.10.2018 11:31
Стереотипы в пиаре: как их использовать правильно
Порада
Автор: Карина Крупенченкова

Как стереотипное мышление аудитории помогает наладить коммуникации.

19.10.2018 15:33
Что такое партизанский маркетинг и зачем он бизнесу
Порада
Автор: Карина Крупенченкова

Как ненавязчиво продавать товары и услуги и при этом не раздражать клиента рекламой.

18.10.2018 16:09
Особистість PR-фахівця: яким повинен бути ідеальний піарник
Порада
Автор: Валерий Антонов

Які якості властиві гарному піарнику та як їх можна розвинути.

17.10.2018 11:40
Медиабаинг: 5 шагов к успеху
Порада
Автор: Илья Злобин

Что такое медиабаинг и как эффективно организовать закупки медиа площадей.

12.10.2018 11:47
Показати ще
Порадити статтю

Маєте компетентну думку?
Напишіть зараз у ЗМІ

Розкажіть безкоштовно журналісту про себе, свій бренд або компанію

Почніть зараз!

Обрати медіа

Будьте на зв'язку
з нами!

Підписуйся на нас в
Щоб слідкувати за терміновими запитами журналістів або матеріалами блогу