pixel mautic

Deadline - сервіс №1 для журналістів в Україні. Дізнайтесь як ми допомагаємо журналістам і як це працює для експертів чи піарників.

Deadline Блог - сервіс №1 для журналістів України
Главная > Блог > Порада > Цивилизованное лоббирование
Цивилизованное лоббирование
Порада

Цивилизованное лоббирование

Как влиять на государственную власть с помощью информации и СМИ.

24.07.2018 16:06 Фото: by Creativeart / Freepik
Автор:

Цивилизованное лоббирование

Лоббирование - специализированная часть паблик рилейшнз, которая строит и поддерживает отношения с правительством, в первую очередь, для влияния на законодательство и применение законов.

Лоббизм существовал и существует фактически в любом обществе. Это явление не новое, со временем трансформировались лишь механизмы и методы лоббирования, уровень развития этого феномена прямо пропорционально зависит от уровня политической культуры и политической системы. В разных странах мира эта процедура также по-разному регламентирована. Есть устоявшееся мнение, что образцовая модель лоббирования существует в США. Там лоббизм является урегулированной законом деятельностью. Лоббистов нанимают для влияния на правительство, парламентариев для продвижения деловых или политических интересов", - рассказывает пользователь ресурса, исполнительный директор NGO «Regional Development Office» Алла Юрченко.

Чем же цивилизованное лоббирование отличается от обычного?

Цивилизованное лоббирование допускается только на законодательную власть. Воздействие на исполнительную власть считается незаконным. К тому же, не допускается лоббирование на судебную власть.

Фактически цивилизованное лоббирование - это способ застраховать власть от ошибочных решений. Ведь чем больше будут учтены пожелания большего числа граждан, тем оптимальнее будут принятые решения.

Как возник лоббизм?

Местом возникновения лоббизма, как явления PR, считается США. Здесь принято законодательство, которое регулирует деятельность лоббистов.

"Есть устоявшееся мнение, что образцовая модель лоббирования существует в США. Там лоббизм является урегулированной законом деятельностью. Лоббистов нанимают для влияния на правительство, парламентариев для продвижения деловых или политических интересов, - говорит Алла Юрченко. - Деятельность лоббистских организаций регулируется не только законами, но и Советом общественных отношений (PAC). Этот институт следит следит за тем, как корпорации и юридические лица (всего в Раде около 5000 организаций) общаются с правительством и законодательной властью".

 

Профессиональные лоббисты не просто должны зарегистрироваться в реестре, а также должны записывать все встречи с членами конгресса. Прозрачность в работе лоббиста в США это один из залогов того, что институт лоббизма там практически нет коррупционного шлейфа. Они обязательно платят налоги, действуют в рамках закона. Сегодня, специалист в области лоббирования или GR-специалист – это высокопрофессионально подготовленный специалист, с соответствующими знаниями и соответствующими профессиональными навыками. Лоббистов могут нанимать любые объединения граждан с целью продвигать нужную им повестку, будь то увеличение финансирования исследований по лечению рака до внесения поправок в законодательные документы или/или принятия законов. То есть. это реальный рычаг воздействия на все три ветви власти в условиях демократии.

Каковы функции лоббизма?

  1. Лоббисты выполняют важную функцию посредников между общественностью и органами государства, информируя последние об интересах отдельных групп граждан, состоянии дел в тех или иных сферах жизни. 
  2. Институт лоббизма выполняет функцию соблюдения баланса мнений в обществе. 
  3. Лоббизм в некоторой степени позволяет обществу участвовать в принятии и реализации политических решений. Особенно это касается граждан тех избирательных округов, которым не удается выбрать своих представителей в парламент. 

Какова же ситуация в Украине

Никто не ставит под сомнение существование лоббизма, но здесь вопрос не в существовании, а в форме, в которой он осуществляется. Это преимущественно скрытый лоббизм. Цивилизованный лоббизм у нас начинает делать только первые шаги становления института лоббизма в том смысле, в котором он работает и развивается в мире. Как результат, среднестатистический гражданин Украины или вообще ничего не знает о лоббизме, или известно в искаженном виде.

Очень часто, мы слышим ассоциирование лоббизма с коррупцией, ведь люди, которые относятся к сфере лоббирования интересов часто используются запрещенные методы: предоставление неправомерной выгоды, кулуарные договоренности, теневые связи и т/д. То есть сегодня, существует два самых распространенных вида лоббизма – теневой и публичный.

В первом случае происходит скрытый контакт заинтересованной стороны с лицом, которое принимает важные решения. В результате появляются законодательные документы или решения, способные обеспечить выгоду отдельному человеку или группе заказчиков. Публичный лоббизм отличен тем, что он представляет интересы целых отраслей и сфер экономической деятельности. Но это еще не есть настоящий, цивилизованный лоббизм в том виде, в котором он существует в развитых странах мира. Чтобы прийти к такой стабильности, нужно, во-первых, дать лоббизму законодательную базу, а во-вторых, поставить лоббистскую деятельность на профессиональную основу. 

Говорить о том, что цивилизованный лоббизм вообще отсутствует, было бы неправильно. Ведь мы имеем сегодня ряд мощных общественных организаций, ассоциаций, общественных объединений и аналитических центров. 

На самом деле именно эти субъекты в цивилизованных странах - основной субъект лоббизма и адвокации. И недооценивать и преуменьшать их роль в лоббировании и адвокации категорически запрещено. Общественные организации неоднократно демонстрировали и (продолжают это делать ) изменения реформ: создание антикоррупционных органов, внедрение медицинской реформы и т.д. Сегодня, важно урегулировать вопрос лоббизма на законодательном уровне. Были неоднократные попытки принятия закона о лоббизме - все попытки пока терпели фиаско. 

Таким образом, можно сделать вывод, что цивилизованное лобирование - это наиболее простой, законный и доступный способ влияния на органы государственной власти с целью принять или ветировать определенный законопроект.

Ранее мы объясняли, почему украинским СМИ стоит стать независимыми. Рекомендуем прочесть.

Если у вас остались вопросы по материалу или возникли новые, задайте их нам! Чтобы предложить новую тему для блога - напишите на contact@deadline.com.ua. Чтобы читать нас в Фейсбуке, нажмите сюда.. Вы можете также собрать комментарии на ресурсе в продолжении этой или другой темы.

Карина Крупенченкова
Карина Крупенченкова

Член НСЖУ, член Международной федерации журналистов, PR-менеджер со стажем более 10 лет, из них не менее 4 лет в журналистике. Автор статей о криптовалютах и блокчейне, корреспондент MMR, Журналист Украины, в 2014-2015 главред журнала о медицине. В 2013 году вывела в призеры газету фонда Ахметова в ранг “Лучшее корпоративное медиа Украины”. Знаю много о работе редакций и медиа в Украине. С 2017 веду блог на ресурсе Deadline. Буду рада новым интересным спикерам.

Безкоштовнi Уроки PR Поштою

Рекомендації та цікаві кейси на тему піару та медiа для бізнесу і окремих фахiвцiв

Просто про SEO: що слід знати PR-фахівцю чи журналісту
Порада
Автор: Артем Охрей

Чому так важливо знати про пошукові запити, для чого потрібні заголовки й підзаголовки та як пошукові роботи знаходять саме ваші статті серед простору інтернету.

21.08.2018 15:00
Корпоративные сувениры: что хорошо дарить клиентам и партнерам
Порада
Автор: Карина Крупенченкова

Корпоративные подарки и сувениры — это один из видов коммуникации компании с партнерами и клиентами. Как выбрать идеальный корпоративный сувенир и на что обратить внимание PR-специалистам, чтобы их подарок запомнился среди десятков других.

21.08.2018 14:08
Что нужно знать PR-менеджеру о маркетинге
Порада
Автор: Карина Крупенченкова

PR-менеджер – это тот человек, который умеет «превратить» даже незначительную мелочь в значимое событие для общественности.

17.08.2018 13:01
PR для благотворительной организации. Зачем?
Порада
Автор: Карина Крупенченкова

Нужен ли PR благотворительной организации или это целиком занятие для бизнеса? Чем отличаются подходы к внешним коммуникациям у БО и общественных организаций? Как планировать PR-инициативы, если ваша цель не прибыль и конкурентная война?

13.08.2018 13:27
Онлайн пресс-конференция: новый вид PR-деятельности
Порада
Автор: Карина Крупенченкова

Как организовать онлайн пресс-конференцию и когда уместно ее проводить.

10.08.2018 15:43
Как организовать выборы. Инструкция PR-менеджера
Порада
Автор: Карина Крупенченкова

Предвыборная кампания в Украине уже стартовала. Что нужно знать про организацию - в интервью с экспертом.

06.08.2018 09:28
Показати ще
Порадити статтю

Маєте компетентну думку?
Напишіть зараз у ЗМІ

Кому выгодна джинса в СМИ
Deadline.com.ua
17.08.2018 19:04
1 Дн.
1 Дн.
«Смарт логистика
"Логистика: проблемы и решения"
20.08.2018 11:52
5 Дн.
Місцеве законодавство
Издание "Молодий Буковинець"
18.08.2018 00:46
2 Міс.

Розкажіть безкоштовно журналісту про себе, свій бренд або компанію

Почніть зараз!

Обрати медіа

Будьте на зв'язку
з нами!

Підписуйся на нас в
Щоб слідкувати за терміновими запитами журналістів або матеріалами блогу